• Впечатления о Регате Ситджес-Сьютаделла 17-18 июня 2016 года

Впечатления о Регате Ситджес-Сьютаделла

17-18 июня 2016 года



Часть 2. "Русско-испанский яхтенный Клуб второй год подряд стал призером регаты Sitges-Ciutadella".
Часть 3. "Здесь снимали фильмы, писали музыку и стихи..."
Часть 4. "Русско-испанский клуб в гостях у одного из старейших морских клубов Испании. Клуб Сиудадела".
Часть 5. "Готовимся к июньской регате Ситджес-Сиудадела. Спортивный порт Aiguadolç и город Ситджес"
Часть 6. "Марины Балеарских островов. Менорка, порт Сиудадела".
Часть 7. "Русско-испанский клуб стал одним из победителей в регате Ситджес-Сиудадела 2013"
Часть 8. "Регата «Sitges-Ciutadella» Регламент"



Утром 16 июня наша лодка «Алсион», надраенная практически до первозданного состояния убывающим экипажем, ждала в порту Гарраф свою новую команду, с которой завтра мы должны были идти на регату Ситджес-Сьютаделла.

Наша команда
 Экипаж «Алсион» с Энрике Куртом на барбекю в марине Ситджес.
Наша команда.
 Экипаж «Алсион» с Энрике Куртом на барбекю в марине Ситджес

В голове еще не все было в порядке после суточного 100-мильного перехода с Майорки, а уже надо было готовиться к новому походу на Менорку и еще постараться не оказаться лузером в предстоящей регате.
Первым на лодку в 12.00, как и было оговорено, прибыл Альберт Редон Креспо. Такие пунктуальные, дисциплинированные и очень приятные люди встречаются редко. К концу нашего недельного похода, когда мы познакомились ближе и по-настоящему подружились, список положительных качеств нашего нового испанского друга я уже вряд ли уложил бы в полстраницы текста.
Чтобы не терять времени, прошли с Альбертом по лодке и я познакомил его с оборудованием нашего круизера. Общались на английском, поскольку освоить испанский мне до сих пор не удалось.
«Алсион», конечно, не гоночная лодка, но, если будет хороший ветер и мы не будем расслабляться, если нам повезет, а другим нет, если бы у нас был спинакер и генакер, и еще несколько «если», то мы могли бы рассчитывать на некоторый успех в гонке. Однако, оговоренные выше условия были не в нашу пользу, да и прогноз погоды не обещал стабильного, комфортного для нас ветра. Наблюдения в течение последних нескольких дней GRIB-файлов для акватории между Ситджесом и Сьютаделлой оптимизма не прибавляли. Слабый ветерок до 10 узлов временами совсем слабел до штиля и только в районе обеда второго дня гонки, когда надо было бы уже заканчивать регату, прогнозировался приход северного ветра катаботическго происхождения Трамонтана с максимумом до 25 узлов в районе нашего перехода.
Все это мы обсудили с Альбертом, как я уже говорил на английском языке, и стали вырабатывать стратегию гонки. Но в итоге получалось, что, поскольку ветер непостоянный по направлению, самым рациональным будет просто идти генеральным курсом на Сьютаделлу.
Примерно к 14 часам, загруженные продуктами под потолок арендованной мини-машины Fiat-500-кабриолет, прибыли Александр Кульченко и Сергей Цветков. Команда была в сборе. Саша заранее арендовал машину для доставки продовольствия на яхту и, как мы договаривались, они вдвоем сразу из аэропорта, чтобы не терять времени, заехали в местный «Ашан», где произвели закупки согласно списку. Судя по выгружаемым на пирс ящикам с пивом и другими напитками (виски, ром, вино…) и закускам (вяленые колбасы, сыры различных видов и т.п.), поход обещал быть, если не успешным, то, по крайней мере, веселым. Загрузили вещи на яхту, выполнили дополнительные проверки и полную подготовку лодки к походу. Распределили роли и вахты.
На этот день в 20.00 в марине Ситджес был запланирован банкет по случаю предстоящей регаты. Команда нашей яхты, одетая в парадную клубную форму, в назначенный час прибыла на это очень важное мероприятие. Важное, потому что основная цель наших походов состоит именно в получении хорошего настроения, а без таких тусовок регата не может считаться полноценной.
Здесь нас уже ждали наши друзья по Русско-испанскому яхтенному клубу Александр Стукан и Василий Тетеревков, которые в этот раз тоже выступали в составе смешанного русско-испанского экипажа на яхте «The Best Skipper» во главе с капитаном Энрике Куртом, нашим партнером и очень хорошим другом, являвшимся также одним из организаторов регаты Ситджес-Сьютаделла.
Банкет проходил в уютном дворике, окруженном белоснежными домиками. Как рассказали испанцы, это место считается одним из самых популярных в Ситджесе для проведения подобных мероприятий. Столы были уставлены испанскими винами, шампанским, различными закусками и огромными блюдами с фидеуа (паэлья с вермишелью и морепродуктами по валенсийски). Короче, вкусили испанские деликатесы мы по полной!

На банкете мы познакомились и подружились с еще одним русским экипажем из Новосибирска, выступающим на яхте Celebrity. Капитаном сибирского экипажа был очень веселый и энергичный человек – Евгений Ваныкин. Договорились, что во время регаты будем поддерживать связь и обмениваться информацией по регате, поскольку на Celebrity людей, знающих испанский не было, а основная информация по регате передавалась как раз на нем.
Капитан Celebrity Евгений
 Под левой краспицей развевался Андреевский флаг
Капитан Celebrity Евгений.
 Под левой краспицей развевался Андреевский флаг.

Первый день регаты, 17 июня, начался в 07.00. Умылись, позавтракали, еще раз проверили готовность яхты и в 09.00 вышли из Гаррафа. Под левой краспицей «Алсиона» развевался Андреевский флаг.

У нас было два часа, чтобы дойти до линии старта в районе Ситджеса и провести по пути тренировки. Однако ветра не было, паруса уныло болтались и упрямо не хотели приближать нас к намеченной цели. Завели двигатель и вот так, в течение пары часов был подготовлен, натренирован и слажен экипаж яхты «Алсион».

Альберт Редон Креспо.
 Яхта «The Best Skipper».
Альберт Редон Креспо.
 Яхта «The Best Skipper».

Через некоторое время нашего прибытия в акваторию, прилегающую к марине Ситджес, подошла яхта «The Best Skipper» с нашими друзьями. Затем начали прибывать и другие яхты. Ветер посвежел. Через некоторое время акватория уже буквально кипела от маневрирующих лодок. Это очень возбуждающее зрелище, когда яхты проходят в нескольких метрах друг от друга на встречных курсах, маневрирую вдоль линии старта!

Старт был намечен на 11.00, однако по радио сообщили, что он откладывается, т.к. мы ждем еще одного участника гонки, лодку «7 Too», которая идет с Майорки. В том месте, где за горизонтом, находились Балеарские острова, действительно виднелся парус, спешащей к нам яхты. Ура, у нас появился еще один час для тренировок! Связались по радио с нашими сибирскими друзьями на Celebrity и проинформировали их о переносе старта.

Саша Кульченко.
 Яхта Celebrity.
Саша Кульченко
 Яхта Celebrity.

По прибытии «7 Too» по радио объявили о начале подготовки к старту и дали 5-минутный обратный отсчет. Нажал кнопку таймера на часах и прокричал по рации на Celebrity об оставшемся времени до старта.

В 12.10 гонка началась. Наша лодка прошла линию старта во второй половине участников. Выполнили поворот оверштаг и легли на генеральный курс.
Лидеры сразу стали уходить вперед. В нашей группе «тихоходов» осталось четыре яхты, которые начали свое внутреннее первенство. Чуть впереди между нами и лидерами выделилась также группа «середнячков», организовавших свои собственные соревнования.

Регата стартовала.
 Когда ветер совсем не дул, команда работала стаксель-гиком.
Регата стартовала Когда ветер совсем не дул, команда работала стаксель-гиком.

Стали подстраивать паруса, ища оптимальные настройки для нашего курса. Эксперименты проходили с переменным успехом. То мы вырывались вперед, то наши соперники, будто проснувшись, выполняли свои настройки и догоняли нас. Так мы и шли весь день.

Ветер то слабо дул, то затихал совсем и мы лежали в дрейфе по нескольку часов. Чтобы экипаж не скучал в безветрие, находили себе различные полезные занятия, повторяли морские узлы.

Чтобы экипаж не скучал, повторяли морские узлы.
 Максим Тхуго.
Чтобы экипаж не скучал, повторяли морские узлы.
 Максим Тхуго.

Затем вдруг раздул до 15 узлов и некоторое время команда наслаждался комфортным яхтингом, демонстрируя рекордные для «Алсиона» в подобных условиях 7,5 узлов.

В один из таких моментов усиления ветра у Альберта, который активно участвовал в экспериментах по настройке парусов, сдуло его форменную клубную кепку. Не круиз, возвращаться, чтобы отработать на ней маневр «Человек за бортом», не стали. По лицу нашего испанского друга было видно, что он сильно расстроен. Это было грустное зрелище, поэтому, разбудив Альберта для заступления на очередную вахту, я вручил ему оставшуюся у меня в запасе кепку, сказав, что, пока он спал, мы вернулись назад и выловили его кепку, и даже продемонстрировал внутри надпись «ALBERT», которую я предварительно сделал фломастером. Альберт одарил благодарной улыбкой, не сразу видно поняв со сна, каким образом взялась его кепка на яхте.
Благодаря постоянной работе с парусами в какой-то момент нам даже удалось обойти наших соперников по группе, испанскую яхту Kairos и Celebrity с соотечественниками из Новосибирска. Но потом на Celebrity поставили генакер, вырвались вперед и расстояние между нами стало все больше и больше увеличиваться. В итоге Celebrity превратилась в маленькую точку в том направлении, где нас ждала Сьютаделла. На Kairos тоже, похоже, довернули вправо, пошли полнее, за счет чего прибавили ходу, оторвались от нас и заняли позицию в нескольких милях на курсовом угле 30 градусов правого борта.

В какой-то момент нам удалось обойти Kairos и Celebrity
 Солнце скрылось за тучами и незаметно ушло за горизонт.
В какой-то момент нам удалось обойти Kairos и Celebrity.
 Солнце скрылось за тучами и незаметно ушло за горизонт.

Солнце скрылось за тучами и незаметно ушло за горизонт. Зажгли ходовые огни. Остальные яхты тоже спустя некоторое время подсветились огнями. На горизонте стали видны еще несколько соперников.

Ночь прошла в блаженном спокойствии моря и воздуха, при наших безуспешных попытках разогнать яхту. Скорость перемещения лодки относительно воды была практически незаметной, хотя GPS выдавала 0,6 узла. Наверное, нам помогало течение. Удача, боги и все остальное от нас отвернулись.
Кормовой огонь Celebrity постепенно становился все слабее и слабее, а потом и вовсе пропал за горизонтом. Kairos сохраняла позицию на правом борту, но все больше уходила вправо.
AIS позволял увидеть некоторых участников регаты, скрывшихся за горизонтом. По-видимому, лидеры шли под генакерами и им удалось преодолеть основную полосу штиля, поскольку их скорость достигала 5 узлов.
С наступлением сумерек было введено двухчасовое дежурство. Мы несли вахту с Сергеем, а Саша, как знающий немного испанский, – с Альбертом.
Ночью, пытаясь хоть как-то разогнать яхту, обсудили с Сергеем сложившуюся диспозицию. Получалось, что часть яхт ушли правее, используя текущий ветер. Мы же «вырезались» строго на цель. Да, они нас сейчас «сделали», но они удаляются от генерального курса, а завтра ветер будет уже слева и им придется подниматься на ветер. Так что их ошибочный уход в сторону дает нам шансы на победу (в своей весовой категории)!

Регата регатой, а обед по расписанию.
 Регата регатой, а обед по расписанию
Регата регатой, а обед по расписанию.
 Регата регатой, а обед по расписанию

Саша с Альбертом также в свою смену неустанно мучали шкоты и работали с настройками парусов. Наши общие труды увенчались успехом. Утром, когда рассвело на горизонте на разных курсовых углах виднелись паруса шести наших соперников. В основном, все были восточнее, на правом борту от нас, т.е. в невыгодной позиции, если придем Трамонтана.

Ночной штиль.
После обеда придет Трамонтана.
 
Ночной штиль.
После обеда придет Трамонтана.
 

Взошло солнце. Наступило утро нового дня, 18 июня. По моим расчетам, у нас было еще достаточно времени до прихода Трамонтаны. Поскольку, при обещанных 25 узлах, комфортно поесть не получится, организовали плотный завтрак, он же обед.

При практически полном штиле развернули стол в кокпите, накрыли с изыском и неспешно наслаждались испанскими деликатесами. Все же, ожидая Трамонтану, поглядывали на горизонт, который в северной части грозно потемнел и надвигался на нас ватным одеялом. В одном месте я даже заметил опускающийся из тучи вниз хвост смерча. Обратил внимание команды на это опасное природное явление, после чего была дана команда срочно сворачивать завтрак и рифить паруса.
Увидев смерч, Альберт очень удивился, отметил, что он видит его здесь чуть ли не впервые, так как торнадо для данного региона нехарактерно. Зато я на Черном море насмотрелся на них предостаточно. Прекрасно помню, как у нас на побережье между Сочи и Туапсе можно было наблюдать на горизонте до 5-6 смерчей одновременно.

Трамонтана приближается
 Сергей Цветков
Трамонтана приближается
 Сергей Цветков

Посуда и остатки еды полетели в умывальник, потом помоем, когда будет время. Столик быстро сложили, убрали лишние вещи из кокпита. Все закрепили про штормовому. Взяли один риф. Были мысли взять два, тем более, что ветеран парусного спорта Сергей тоже предлагал опустить до второй полки рифов. Но «мы же на регате!», надо побеждать, да и прогноз обещал не больше 25 узлов. Завершив приготовления стали ждать приближения шквала, фотографируя завораживающий пейзаж надвигающейся Трамонтаны. На глади воды уже стала видна быстро приближающаяся полоса закипающих волн со срывающимися ветром белыми барашками.
Шквал, хоть мы его и ждали, налетел, как всем показалось, внезапно. Яхта за секунду была повержена и положена на бок, гик окунулся в воду. Совершенно точно, что здесь было не 25 обещанных узлов, а существенно больше. Ветроуказатель на нашей лодке не работал и мы только потом узнали от наших друзей с Celebrity, что порывы достигали 34 узлов.
Спустя еще несколько долгих секунд яхта, повинуясь сильнейшему давлению на грот, резко привелась к ветру так, что паруса бешено заполоскали. Самое главное в этом момент было не допустить ее перехода на левый галс. Сергей, стоящий в этом момент на руле, успешно справился с задачей. Конечно, в первый момент посетила идея завести двигатель, спустить паруса и спокойно идти в марину, но наше кредо «бороться до конца!» задавило малодушные нотки, прозвучавшие было в душе.
Используя геную, Сергей держал острый курс к ветру. Гика-шкот потравили, чтобы можно было работать с гротом, и, поскольку я лучше всех знал «Алсион», сам побежал к мачте, чтобы оттуда руководить рифлением грота. Саша с Альбертом помогали из кокпита. Натянул топенант с помощью ребят, которые в кокпите приподняли гик. Спустили грот вниз до уровня блока риф-кренгельса второго рифа. Вытянули из гика и набили рифшкентель. Набили фал грота. Отпустили топенант. Подобрали гикашкот.

Поскольку грот заработал, настала очередь генуи. Прежняя жизнь у нее была непростая, и я не был уверен в ее способности выдержать натиск Трамонтаны. По этой прияине сначала ее практически полностью скрутили, оставив лишь маленький лоскуток величиной с оренбургский пуховый платок.
Вся работа заняла не больше пары минут. Теперь можно было уваливаться на генеральный курс и продолжать гонку, что мы и сделали без промедления.
Впереди справа видневшиеся лодки продолжавшие беспомощно лежали в дрейфе, а мы уже неслись, разогнавшись до рекордных для «Алсиона» 8,5 узлов на зарифленом гроте и «оренбургском платке» генуи.
Как нам потом рассказали друзья из экипажа Celebrity, наши кульбиты на шквале, поскольку мы его встретили первыми, спасли их лодку от неприятностей. Команда Celebrity мирно купалась в море, дрейфуя в штиле, когда вахтенный рулевой обернувшись в нашу сторону, обратил внимание на странное поведение «Алсиона» и передал бинокль капитану, после чего тот дал команду срочно спускать генакер и рифиться.

Наслаждение скоростью (Максим Тхуго и Альберт Редон Креспо).
 Русские в Сьютаделле.
Наслаждение скоростью (Максим Тхуго и Альберт Редон Креспо)
 Русские в Сьютаделле.

Ветер периодически заходил и отходил, сохраняя преимущественно комфортный для нас галфвинд. Вслед за ветром через минут двадцать поднялись волны. Лодка с трудом удерживалась на курсе, стремясь все время привестись, особенно, когда ее поднимала нагоняющая волна и бросала корму в сторону. Но, несмотря на эти мелочи, мы, судя по визуальным построениям треугольника взаимных перемещений, постепенно обходили яхты, увалившиеся далеко вправо.
Несколько часов продолжалась бешеная гонка, под аккомпанемент Трамонтантаны. Рулевым приходилось часто меняться, поскольку было видно, что ребята на руле устают бороться с рулем, который постоянно приходилось держать на правом борту, отрабатывая приведение лодки на ветер и забросы кормы набегавшими волнами. Чтобы уменьшить потери скорости из-за сопротивления, создаваемого лежащем на борту пером руля, раскрутил немного геную, хотя опасения за ее состояние меня очень волновали. И на это были основания. По завершении регаты, когда спустили парус для проверки, обнаружили в нем три разошедшихся шва длиной по 20-30 см каждый. Еще чуть-чуть и мы могли его разорвать в клочья.
И вот мы огибаем самый западный мыс Менорки, берем острее к ветру и вырезаемся на вход в бухту марины Сьютаделла, где проходит финишная линия. В этот момент на большой скорости по правому борту нас обгоняет огромный паром «Балеария» и прямо перед нами поворачивает влево, преграждая путь. Отличный маневр, Амиго, но ты нам мешаешь! Срочно делаем поворот влево, чтобы не идти на таран парома, он все-таки железный, а нам еще в заключительном банкете поучаствовать хочется. Приходится огибать паром, теряя драгоценное время на нескольких лишних галсах, и, наконец, с берега доносится звук горна, оповещающий о том, что мы пересекаем линию финиша. Ура! Мы дошли! Время на часах 13.52.05 18 июня. Переход занял 25 часов 42 минуты 05 секунд. Общее место 7-е из 15 участвовавших яхт и 5-е в своей группе.
Маневрируем, чтобы не налететь на берег и не мешать финиширующей за нами яхте Kairos. Заводим двигатель, чтобы спокойно спустить паруса, вешаем кранцы и не спеша идем в марину.


На пирсе нас встречают Александр Стукан и Василий Тетеревков, финишировавшие ранее на яхте «The Best Skipper». Поздравляем друг друга, обмениваемся впечатлениями. Узнаем, где можно помыться и идем смывать с себя пот и морскую соль.

На банкете в Сьютаделле.
  
На банкете в Сьютаделле.
  

Ну а вечером состоялся долгожданный банкет, награждение победителей и долгие разговоры о том, как это было классно!

Итоги регаты
Итоги регаты

Часть 2. "Русско-испанский яхтенный Клуб второй год подряд стал призером регаты Sitges-Ciutadella".
Часть 3. "Здесь снимали фильмы, писали музыку и стихи..."
Часть 4. "Русско-испанский клуб в гостях у одного из старейших морских клубов Испании. Клуб Сиудадела".
Часть 5. "Готовимся к июньской регате Ситджес-Сиудадела. Спортивный порт Aiguadolç и город Ситджес"
Часть 6. "Марины Балеарских островов. Менорка, порт Сиудадела".
Часть 7. "Русско-испанский клуб стал одним из победителей в регате Ситджес-Сиудадела 2013"
Часть 8. "Регата «Sitges-Ciutadella» Регламент"